Госдума без пива - деньги на ветер

Депутаты Госдумы все более активно выражают свое желание лишить россиян свободного доступа к пиву. Вполне самодостаточный запрет на продажу пива подросткам подается как попытка спасения России от вымирания. Законопроекты выглядят все более грозно, однако пивным компаниям удается оставаться неуязвимыми. Навсегда?

Пиво по паспорту

16 декабря депутат Госдумы от "Единой России" Виктор Звагельский предложил разрешить продавцам спрашивать у покупателей алкогольных напитков и пива удостоверение личности, в случае сомнений в их совершеннолетие.

Наученные горьким опытом провала предыдущих аналогичных попыток, депутаты живописали в пояснительной записке к этому документу почти апокалиптическую картину. Утверждается, что "темпы  распространения алкоголизма (в т.ч. подросткового) приобрели масштабы, непосредственно угрожающие устоям общества и здоровью нации".

По информации Всемирной организации здравоохранения, если в стране употребляется более 8 литров алкоголя в переводе на чистый спирт на душу населения, то страна обречена на вымирание. Исходя только из официальных данных об объемах алкогольного рынка, в России – употребляется более 15 литров. Наша страна по количеству больных алкоголизмом детей занимает первое место в мире на протяжении последних семи лет.

По данным Роспотребнадзора, в Российской Федерации из 10 миллионов детей в возрасте от 11 до 18 лет более 50% регулярно употребляют спиртные напитки и пиво. Каждый день среднестатистический школьник в России принимает от одного до шести литров пива, от двух до пяти банок алкогольных коктейлей.

Звагельский утверждает, что одной из главных причин сложившейся ситуации является вседоступность алкоголя для несовершеннолетних. Притом, что продавец даже не имеет право потребовать удостоверение личности и опирается только на субъективное мнение при определении возраста покупателя. Так что запрет на продажу спиртного лицам, не достигшим 18 лет, сегодня фактически не действует.

Ограничить доступ подростков к пиву должен также другой законопроект, внесенный в Госдуму. Запрет на розничную продажу пива и изготовленных на его основе напитков, а также иных слабоалкогольных напитков в ларьках должен способствовать существенному снижению доступности этой продукции для подростков, считает один из авторов законопроекта Звагельский.

Неэффективность действующего административного законодательства подтверждается также и тем фактом, что, согласно данным МВД России, подростками в состоянии алкогольного опьянения совершается каждое пятое уголовное преступление.

На самом деле Звагельский несколько лукавит, когда говорит, что новый законопроект  не обязывает продавца проверять документы у несовершеннолетних покупателей, оставляя это на их усмотрение. Фактически данная инициатива все же именно заставляет продавцов перестраховываться, поскольку этот же законопроект предусматривает ужесточение ответственности за продажу алкогольной продукции и пива несовершеннолетним – вплоть до уголовной в случае рецидива. Требовать от продавцов обязательной проверки документов должны и их работодатели, ведь им также грозят не только штрафы, но и аннулирование лицензии.

Благие намерения…

Все это, конечно, прекрасно, но более разумным нам представляется бороться с причинами проблемы. Об этом же говорил и президент РФ Дмитрий Медведев, который летом этого года предложил заняться снижением популярности алкогольных напитков в молодежной среде.Каким же образом можно реализовать президентское желание?

Кто формирует моду на пиво среди молодежи? Логичный ответ – реклама. 8 декабря члены комитета Госдумы по делам семьи, женщин и детей оценили законопроект, который предполагает полный запрет рекламы пива на телевидении, радио, в кино и другой видеопродукции.

Для довольно молодого депутата "Справедливой России" Антона Белякова это был первый опыт такого рода, однако его более опытные коллеги-депутаты припомнят с десяток похожих законопроектов. Последний из них, например, в октябре 2008 года вносил в Госдуму заместитель главы думского комитета по промышленности единоросс Валерий Драганов. Он предлагал полностью запретить рекламу пива на телевидении и радио. Исключение депутат намеревался сделать лишь для трансляций международных спортивных соревнований, спонсорами которых обычно выступают пивоваренные компании.

Кроме того, Драганов предлагал ограничить розничную продажу пива и других слабоалкогольных напитков. По его словам, за последние десять лет потребление пива в России выросло в четыре раза, до 12 миллиардов литров в год. При этом пиво не заменяет крепкие напитки, а потребляется наряду с ними, что, как отметил депутат, приводит к "алкоголизации" населения.

Двумя месяцами ранее все тот же Беляков предлагал еще более радикальный законопроект, который мог нанести вполне реальный удар по пивному бизнесу. Депутат считал необходимым признать утратившим силу закон "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" и внести пенный напиток в перечень продукции, попадающей под действие закона "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Принятие этого законопроекта поставило бы пиво в равные экономические условия с другими алкогольными напитками. В этом случае, производители и продавцы пива должны были бы получать лицензии, на телевидении и радио была бы запрещена его реклама, увеличились бы акцизы, и т.д. Такое решение определенно привело бы к подорожанию пива, существенно ограничила возможности его распространения и, в конечном счете, снизило бы потребление пива, особенно подростками.

Естественно, этот законопроект принят не был.

Возвращаясь к последнему (на данный момент) законопроекту, заметим, что решительность намерений Звагельского ставит под сомнение тот факт, что в апреле этого года он же вместе с коллегой по фракции Ириной Яровой внес в Госдуму аналогичный документ, касающийся запрета продажи слабоалкогольных напитков и пива в местах проведения массовых мероприятий.

Звагельский очень грамотно лоббировал свою инициативу, объясняя, что открытое употребление пива на массовых мероприятиях, куда люди часто приходят семьями, "создает атмосферу вседозволенности, дурно влияет на детей и подростков, наблюдающих распитие алкогольных напитков и подсознательно перенимающих подобный стиль поведения".

После летнего заявления Медведева о необходимости защищать детей и подростков от дурного влияния, можно было бы рассчитывать на самые радужные перспективы этого законопроекта. Однако 17 сентября сами же авторы по неизвестной причине отозвали свою инициативу.

Кому это выгодно

Почему же такие замечательные законопроекты, один лучше другого на бумаге исполняющие поручения президента, умирают в зачаточном состоянии? Хотя за рубежом давно и успешно уже исполняются еще более жесткие законы. Например, в Израиле за продажу алкоголя несовершеннолетним установлено наказание, предусматривающее тюремное заключение на срок до полугода, в Эстонии за аналогичное преступление – до одного года, а в Швеции – на срок до 6 лет. И дальнейшие изменения законодательства в этих странах направлены только на усиление ответственности лиц, допускающих продажу алкогольной продукции несовершеннолетним.

Этот феномен никак нельзя объяснить популистскими причинами. Наоборот, общественность, согласно данным социологических опросов, проведенных ВЦИОМ, ждет от властей суровых решений в этом вопросе. Среди мер по борьбе с алкоголизмом лидируют: запрет на продажу алкоголя молодежи до 21 года (63%), запрет рекламы любого вида алкоголя, в т.ч. и слабоалкогольных напитков (57%), пропаганда здорового, трезвого образа жизни (47%).

Возможно, причина во влиянии крупных пивных корпораций: как правило, инициативы, ущемляющие чьи-то коммерческие интересы, проходят с большим трудом. Впрочем, несложно понять, что в принятии законов, ограничивающих возможности распространения пива, стоят не менее могущественные корпорации. Хотя бы те же водочные заводы.

Можно предположить, что сами депутаты заинтересованы в затягивании процесса принятия соответствующих законов. Потому что процесс их обсуждения, вынесение новых вариантов, внесение поправок в существующие документы – замечательная платформа для проведения как личной пиар-компании, так и своей партии.

Наконец, продолжительное дискутирование проблемы подросткового алкоголизма выгодно властям, поскольку отвлекает внимание части населения от других проблем, не позволяет сублимироваться общему недовольству.

Как бы то ни было, даже в случае принятия антипивных законопроектов, в нынешнем их виде можно найти достаточно много юридических пробелов, позволяющих относиться к ним достаточно формально. Так что любителям пива сегодня делать запасы обожаемого напитка, по всей видимости, еще рано. Зато можно не бояться, что подростки с пива переключатся на водку или наркотики.

Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

http://www.rian.ru