Во всех славянских языках существует слово "ПИВО" Ранее этим словом именовали не столько пиво, но и напиток как говорится. Слова "пиво" и "пить" созвучны в славянских языках. Непосредственно славяне были посредниками, передававшими практику применения хмеля иным европейским народам.
Во время археологических раскопок на месте старинного Новгорода были найдены берестяные грамоты, в коих упоминались перевары. "Перевары" - это хмельные напитки из меда и пива, отличающиеся немаленький прочностью. Как высоко ценились перевары возможно судить по тому прецеденту, что мед и перевары считались данью на Руси. Надлежит кроме того отметить, что пиво, солод и хмель входили в состав оброков крестьян за пользование территорией.
В писцовых книгах новгородских территорий 1499-1500 гг. упоминаются бочки с хмелем и пивом. В сборнике общепризнанных мерок древнерусского права "Русской правде" рассказывается, что вирнику (сборщику платежей и штрафов) в сутки надеялось огромная доза солода, а мастерам, занимавшимся ремонтом городских закреплений, кроме денег, корма и питья выдавался солод, дабы им предоставлялась возможность варить себе пиво. Пиво, имиджу с луком и хлебом, входило в главный набор продуктов питания.
На Руси пиво и меды разной прочности , были ритуальными напитками, употреблявшимися на общих пирах.
Центрами пивоварения на Руси были монастыри. Варка пива производилась в мужских и дамских монастырях. В Никоновской летописи о отце Троице-Сергиева монастыря преподобном Сергии Радонежском было сообщено: "...что там Сергий пива и меду никогдажь вкушаше либо обнюхаше"
В годы царствования Великих князей пиво нередко упоминалось в монарших указах.
Великий князь Иван III в годы собственного царствования (1462-1505гг.) не разрешила кому бы то ни было варить пиво и пить хмель, присвоив это право казне. Позднее указ был отложен. Со деньков его царствования имиджу с хлебным вином пиво подают в кабаках.
При Борисе Годунове (1598-1605 гг.) было не разрешено варить пиво "средним и молодшим" людям. С солода, хмеля и меда бралась "брашная" пошлина.
В начале XVII века Михаил Федорович послал в Псков грамоту с запрещением приобретать хмель, мотивируя это дошедшим до него сообщением, "что есть на Литве баба ведунья, и клевещит на хмель имея цель навести на Русь моровое поветрие" При всем при этом естесственно преследовалась задача ограничить импорт хмеля из Литвы и расширить производство собственного.
Во деньки правления Алексея Михайловича (1645-1676 гг.) пиво дозволялось варить крестьянам для хозяйственного питья некоторое количество ежегодно - в Великий день, Дмитриевскую субботу на Масляницу, на Рождество Христово. При всем при этом трапезы в эти торжества именовались "особым пивцом" Тогда уже сформировались и пословицы: "В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит" либо "Выпили пиво о Масляне, а с похмелья ломало в последствии Радуницы" Право варить пиво давалось лишь наилучшим, наиболее работящим крестьянам. Кабацкий голова опечатывал сохранившееся пиво до грядущего торжества. В другое время пиво варили к семейным празднествам, свадьбам, на Ильин день, Пасху, Богородицы, Медостав день. Бочка пива тогда уже стоила 2 рубля.
На Руси с годами бывает замечено все более и более пивоварен. В 1715 году по указанию Петра I в Петербург были выписаны солодовники и пивовары, что способствовало развитию пивоварения. К данному году относится причину сегодняшнего пивзавода во Львове.
Пиво, став обычным и модным на Руси, проникает и на страницы литературных произведений: "и я там был, мед-пиво употреблял, по усам текло, ну а в рот не попало".
Народы, в древности населявшие землю прогрессивной Российской Федерации, начали готовить пиво и похожие ему напитки гораздо позднее, чем шумеры в Двуречье, коие варили пиво уже 9 тыс. лет тому назад. Этот прецедент сомнению не пригодно. Впрочем для установления времени выходы в свет у нас ячменного напитка невозможно ориентироваться лишь на археологические находки и письменные информаторы. Зерна ячменя, кувшины, бочонки, а позднее берестяные грамоты и упоминания в летописях о пиве и хмеле - это далеко не все из доказательств, дошедших до наших дней.
Совершенно неоспоримо, что пиво пришло на нашу территорию не гораздо позднее, чем на соседние земли. На далекий Восток оно могло прийти из Китая, где его готовили уже 5 тыс. лет назад. В Урартском царстве, существовавшем на земли прогрессивной Армении в IX-VII веках до н.э. изготовление ячменного напитка было широко распространено и развито. Отсель это умение продвигалось на север. В IV веке до н.э. древнегреческий ученый и мореплаватель Пифей замечал немаленький навык скифских племен в изготовлении пива.
На земли Германии пиво готовили еще в XVII-XVI веках до н.э. Римский консул и ученый Пилиний Младший писал о 195 подсчитанных им видах пиво в Европе к началу нашей эры. Это пивное богатство никак не имело возможности оставаться уделом лишь обитателей Западной Европы. С севера на нас давили скандинавы: у них в 340 г до н.э. изготовление пива считалось обыденным делом. Находясь в этом окружении пивоваров, наши старинные предки не имели возможности не перенять мастерство изготовления пива.
В противоположность Чехии, Германии, Литве, Латвии, Эстонии, в Российской Федерации пиво не говорят национальным напитком. Возведению пива в ранг национального напитка препятствовали почти все причины: грандиозные просторы русских территорий, небольшая плотность населения, выход в свет иных "отвлекающих" моментов, более влиятельным из коих стала водка.
Тем минимум, в чрезвычайной известности пива в русском государстве усомниться не приходится. Еще в договоре князя Владимира с болгарами рассказывалось "…и реша болгаре, толи не станет межю нами мира, оли камень начнет плавати, а хмель тонуть" Как следует известны слова: "Руси есть веселье пити, не имеем возможности мы без этого быти", коими князь Владимир пояснил отказ принять мусульманство. В Летописи Нестора (1056-1114 г.г. до н.э.) о хмеле рассказывается как о культурном растении.